Таджикская пресса в зеркальце истории. 54 лет назад: “Загадки гиссарской культуры”

ЗагадкиВ 1957-1959 гг. А.П. Окладников провел раскопки гиссарского поселения, расположенного недалеко от кишлака Куй-Бульен в Дангаринской долине. На глубине 30 см от поверхности сохранилась обмазка пола неолитического жилища. В пол вделаны крупные сосуды или чаны диаметром 60 см и глубиной 40 см, которые, по-видимому, были хранилищами для зерна или воды.

По-видимому, в Куй-Бульене в У или IУ веках до н. э. жило оседлое население, которое занималось не охотой, а примитивным скотоводством и земледелием. Но, к большому сожалению, верхняя часть поселения была впоследствии разрушена и неолитические материалы перемешались с более поздними, средневековыми, что не позволяет уверенно отделить древнюю неолитическую керамику от более поздней.

Семь сезонов продолжались работы А.П. Окладникова и его учеников. За это время было открыто около – 100 стоянок с орудиями гиссарской культуры и собраны большие коллекции, насчитывающие сотни номеров.

И все же загадок оставалось больше, чем моментов понятных и объяснимых. Как появилась гиссарская культура? Выросла ли она на месте из предшествующих, еще неизвестных нам памятников или была принесена извне какими-от пришельцами, занявшими в конце каменного века плодородные долины Южного Таджикистана? Каков возраст памятников гиссарской культуры? Кто были гиссарцы антропологически? И, наконец, среди каменных орудий, найденных на поселениях гиссарцев, археологи не увидели обычных, привычных для неолитических стоянок для обработки шкур, наконечников стрел, которыми оснащалось охотничье оружие – и т.д. Чем же они все-таки занимались?

Создавалось впечатление, что мы сталкиваемся в основном с мастерскими по изготовлению орудий, а орудий-то нет даже там, где они должны быть – в поселениях типа Куй-Бульена.

Все это не позволяло решить и главный вопрос, без которого историческое исследование нельзя считать завершенным. Кем были гиссарцы: земледельцами и скотоводами или же охотниками и собирателями? Материалов для ответа на этот кардинальный вопрос даже после раскопок в Куй-Бульене было недостаточно.

 

В. Ранов, старший научный сотрудник Института истории им. А. Дониша.

«Комсомолец Таджикистана» 19 июль 1970 г.

Подготовила: Каримова Рухшона, заместитель начальника отдела иностранной литературы.