В.В.Верещагин: Портрет «Таджика»

ТаджикаВо второй половине XIX века ряд городов туркестанского края вошли в состав Российского государства, тем самым установились постоянные торгово-экономические и политические связи России со Средней Азией. Вследствие этого на территории Средней Азии происходили существенные перемены в экономической, культурной жизни тогдашнего общества. Наряду с налаживанием торгово-экономических связей российская империя начала организовать тщательное исследование всех аспектов социальных условий жизни жителей туркестанского края, для чего в города Средней Азии были откомандированы многочисленные ученые, исследователи, художники, музыканты духовых оркестров и др.

В числе этих направленных в Туркестан деятелей культуры и искусства был и знаменитый художник В. В. Верещагин. Примечательно, что именно в этот период были созданы серия известных картин этого русского художника.

Исследователь А.К. Лебедев в книге под названием «В. Верещагин» пишет о том, как летом 1867 года, Верещагин с радостью принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора К.П. Кауфмана состоять при нем художником. В Туркестане в то время шли военные действия, художнику пришлось не только увидеть войну, но и принять в ней активное участие. В 1968 году Верещагин, получив боевое крещение в составе русского гарнизона, оборонял от войск бухарского эмира цитадель Самаркандской крепости и в боевых операциях проявил исключительную храбрость и мужество.

Для Верещагина поездка в Туркестан не была праздным путешествием. «Поехал потому, – писал художник, что – хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. Я представлял себе (я, как и большинство других), что война – это своего рода парад, с музыкой и развевающимися султанами, со знаменами и грохотом пушек, галопирующими конями, с большой пышностью и незначительной опасностью доля обстановки, конечно, несколько умирающих. Но мне пришлось увидеть нечто другое, и это приходится видеть всем, кто попадает на войну.

Во время  своих многочисленных путешествий В.В. Верещагин с большим увлечением писал портреты разных народов: таджиков, русских, киргизов, турок, арабов, узбеков, афганцев, казахов и многих других.

В своих зарисовках  Верещагин передает не только этнографические особенности и индивидуальность каждой модели, но и особо подчеркивает общественное положение человека, глубину его психологического состояния.

В этом плане замечательным исполнением является выполненный автором портрет под названием «Таджик». Портрет изображает героя погруженным как бы собственный внутренний мир. Художник с невероятным мастерством изобразил мельчайшие детали на лице и особенно во взгляде. Глаза героя как зеркало души, ярко передают душевные  переживание персонажа. Создается полная иллюзия того, что на наших глазах, человек  погружаясь в своих мыслях, продумывает свои жизненно важные планы. Жизненный опыт сделали его проницательным, что чутко передано в задумчивом и строгом взгляде.

Портрет изображен до плеч, голова его повернута слегка влево. Высокий лоб, прорезанный морщинами, такие же морщины вокруг глаз, выраженные носогубные складки, сжатие тонкие губы, говорят о благородном возрасте, возможно у этого человека на момент написания картины было примерно 60 лет. Фоном для написания картины служит обычная белая стена, на ней хорошо просматривается лицо человека, и хотя художник не обращает особое внимание на одежду нанося всего лишь несколько штрихов, но видно, что эти размахи карандашом показывают стиль одежды таджика того периода. «Таджик» Верещагина одет в халат из светлой ткани, под него виднеется горловина белой рубашки, от которой виден лишь фрагмент.

В работах «Таджик» и «Узбек», старшина (аксакал) деревни «Ходжагент», где в обоих случаях мужчины изображены в белоснежной большой чалме, конец которой, например, у таджика небрежно наброшен на левое плечо.

Подобный тщательный подход автора как бы иллюстрирует достоверность сведений многих источников о том, что, как правило, по форме мужской чалмы можно было определить социальный статус человека. Например, должностное лицо Судья (Кози) носили чалму в 5-6  оборотов, т.е. меньшую по размеру. Беки и судьи повязали чалму  плохо, но широко, и чем шире ложилась она вокруг головы, тем важнее сановнее была особа.

Способность художника передавать общее, не оставляя без внимания мельчайшие детали впечатляет даже современных зрителей. Бесспорно, этот портрет – одна из лучших работ  художника. Своим мастерством и талантом портретиста художник не только создавал невероятно точные и интересные портреты, но и навсегда обессмертил собственное имя.

Интересно, что кроме портрета «Таджик» среди работ Верещагина существует и портрет «Таджичка», который в настоящее время хранится в фондах Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук в альбоме с рисунками Верещагина под названием «Туркестан». В этих рисунках Верещагину удалось в точности передать антропологические особенности присуще разным народам, мужские и женские головные уборы, прически, украшения и одежду. Девушка «Таджичка» нарисована в головном платке, повязанном низко на лоб. Ее традиционная прическа представляет собой рассыпанные сзади на спине и по плечам косы, у ушей выпущены вьющиеся пряди волос.

В альбоме, который хранится Музее антропологии и этнографии представлены в основном фотографии поясных портретов и снимки, на которых сфотографированы в полный рост представители разных народов Средней Азии, в том числе и таджики в традиционных (преимущественно праздничных) костюмах.

В отделе литературы по культуре и искусству уважаемые читатели могут ознакомиться с альбомами этого великого русского художника.

Материал подготовила:
Нигина Махмудова, отдел
литературы по культуре и искусству