Уильям Стайрон и его роман «Выбор Софи»
Масштабный роман крупнейшего американского прозаика «Выбор Софи» стал событием в современной литературе США. В центре романа судьба молодой польки, прошедшей Освенцим и погибшей в Нью-Йорке. Писатель обличает психологию и практику фашизма, вскрывает катастрофические последствия расовой нетерпимости.
Стайрон написал вроде бы не так уж много – четыре романа. Зато первой же своей книгой, отличным семейно-психологическим романом «Сойти во тьму» (1951), он прочно утвердился в американской литературе как писатель и безошибочно «южный»- и вместе решительно порывающий с традицией почвенничества и легенды, которой отдавали дань даже большие мастера. «Ассимилированный северянин с южными корнями, только и всего», – отозвался он о себе.
Стайрон пишет: «Война – это не просто военные операции… Многие недооценивают опасность, которую представлял собой фашизм… Мы, американцы, плохо осознаем то, что фашизм – абсолютное зло…Я потрясен страданиями, которые перенесли русские, поляки, славяне вообще…У меня в романе полячка, она пережила Освенцим». Роман оправдал и превзошел ожидания. Даже те американские критики, которые не приняли книгу, признавали: «Подойдя к проблеме массового истребления людей с польской, так сказать, стороны, Стайрон, несомненно, открыл целую новую область исторического знания и романного опыта – во всяком случае, для большинства американских читателей».
«Софи делает выбор» – книга не только о молодой польской женщине, прошедшей через ад Освенцима. Это книга о самом Стайроне, о его молодости, одиночестве, желаниях, о том, как он приобщался к большому миру человеческих переживаний и становился писателем. История, индивидуальное «я», искусство слова – таковы три взаимосвязанные темы произведения.
Литература давно доказала, что в понятии «автобиографический роман» нет противоречия. Но Стайрон не просто создает роман из материала своей жизни, он соединяет ее с чужой, вымышленной, сводит быль и небыль. Писатель и его персонаж втягиваются в такую сложную игру психологий и жизненных установок, факт и вымысел так проникают друг в друга, что итоговое логико-художественное единство нельзя оценить иначе как новаторское.
Известно, что в 1974 году Стайрон посетил Польшу, побывал на том месте, где стоял освенцимский концентрационный лагерь, говорил с людьми. Действительно ли летом 1947 года – время действия романа – он познакомился с Зофьей Завистовской, так зовут героиню, и был свидетелем ее трагедий. В недолгой, нескладной, невыразимо мучительной жизни Зофье Завистовской пришлось сделать три выбора.
Первый – свободный, зависевший только от нее, и никого больше: примкнуть к Сопротивлению или нет. Неизвестно, как бы сложилась ее судьба, пойди она путем борьбы. Но, во всяком случае, это был достойный, действительный выбор, он открывал несколько возможностей.
Второй выбор – по принуждению, жуткий, запредельный, как пытка. Этот выбор не имел никакого реального смысла, он ровным счетом ничего бы не изменил. Но медик эсэсовец, руководивший селекцией, знал, что делает, когда предложил матери выбирать, кому из двух детей – десятилетнему Яну или маленькой Еве – идти в печь…
Третий, последний выбор – между жизнью и смертью – осложнялся благодарной самозабвенной любовью к человеку, который, отодвигая собственное безумие, воскресил ее на время на чужих далеких берегах. Когда надо было идти на риск, чем–то поступиться, может быть, пожертвовать собой ради других. Софи выбрала неучастие – то, что наиболее вероятно обещало жизнь. На этот раз она выбрала участие и смерть. Какие только картины мирной совместной жизни не рисовал ей Стинго! Но она не смогла оставить Натана.
Трагедия Софи развивается на страницах романа с мощной неуклонностью античного рока. Писатель честен и убедителен в изображении смертоносной логики ее и Натановой судьбы. Он показывает, как они связаны со множеством других жизней и смертей, с памятью о жертвах, принесенных во имя избавления человека от фашистского зла.
«Выбор Софи» – самобытное, выдающееся произведение, затрагивающее животрепещущие проблемы современности. Писатель сосредоточился на психологии и практике фашизма, на катастрофических последствиях расистского фанатизма. И в трактовке этих чудовищных феноменов ХХ века ему удалось достичь такой выразительности и такого историзма, какие редко встретишь в литературе Америки.
Уважаемые читатели, книгу У. Стайрона «Выбор Софи» вы можете прочитать в Национальной библиотеке.
Материал подготовил: НАЗАРАМОНОВА Фируза, Центр «Таджикского языка и изучения иностранных языков».