Как я стал читателем
Как бы, в школе я находился в списке прилежных учеников, но не помню, чтобы сильно старался стать отличником; как и все примерные ученики я занимался дома; всегда выполнял домашние задания. Никто в семье не интересовался о моей учебе, то есть не направлял меня. Лишь однажды племянник моего отца, который был на несколько лет старше меня, рассказала отцу о моих успехах, отец выслушал его и весь свой «педагогический багаж» вложил в одно единственное предложение: «Будет хорошо учиться, станет человеком”.
Однако, я был не только лидером в классе, но и ведущим на игровом поле «буджулбози» (игра в кости), и где-то до пятого класса с большим энтузиазмом занимался этим весьма увлекательным, с позволением сказать, «спортом», и единственное, что я читал за пределами школьной программы была газета «Пионери Тоджикистон», которую, к счастью, в какой-то мере полюбил, и каждый раз, когда я её получал, читал ее от корки до корки, причем вслух. Чтение вслух гораздо лучше, чем чтение про себя, потому что оно делает речь четкой и ясной; об этом я узнал много лет спустя, в университете – а именно на семинарских занятиях.
Став комсомольцем, я продолжил ту же работу с газетой «Комсомоли Тоджикистон», и теперь, спустя много лет, я могу с уверенностью сказать, что «октябрята», «пионерия» и «комсомол», и вся связанная с ними деятельность были продуктами мысли очень дальновидных людей. Иными словами, целью этих ученых людей было формирование всесторонне мыслящего гражданина и истинного патриота, ярким убедительным доказательством верности и большой перспективности программ, связанных с октябрятами, пионерией и комсомолом, служит победа над германским фашизмом в самой кровопролитной в истории человечества войне.
Приношу свои извинения за то, что отвлекся от темы, итак продолжим.
Этот случай произошел, когда я учился в пятом классе. Однажды после школы пионервожатый отвел меня и еще нескольких учеников в школьную библиотеку, которая находилась в 200 метрах от главного корпуса школы, и сказал, что эти книги принесли нам ученикам, чтобы мы их прочитали.
Мы увидели большую комнату, полную книг от пола до потолка. Первое, что привлекло мое внимание, было имя Устода Садриддина Айни.
С разрешения библиотекаря я просмотрел книги, это были произведения Устода Садриддина Айни. Я выбрал книгу «Ятим» («Сирота») и «Дохунда» («Бедняк»).
Были также прочитаны десятки других произведений из таджикской литературы и других народов мира, настала очередь поэтических произведений. И это было самым большим и незабываемым и, не побоюсь этого слова, знаковым событием в моей жизни. Ответственно заявляю, что книга так прочно вошла в мою жизнь, что выставила напрочь из головы всякие другие влечения и приключения.
Еще хотел бы упомянуть об одном случае, которое произошел в 8-м классе, когда меня увлекли книги «Смерть ростовщика» и «Воспоминания» Устода Айни, и я решил повторно прочитать эти два прекрасных произведения.
В то время (начиная с 6-го класса) я начал работать в колхозе, стал колхозником. Мой распорядок дня изменился, так как с утра до полудня я проводил в школе, потом шел на хлопковое поле; оставшееся время проводил на футбольном поле и приходил домой поздно вечером. Трудно поверить, что после такого насыщенного дня, у человека оставалось бы желание читать книгу (даже художественную литературу). Однако, что поделать, любовь к чтению, к книгам «Смерть ростовщика» и «Воспоминание» лишила меня сна, и я довольствовался двумя-тремя часами.
Однажды, моя мачеха, встававшая рано утром на утреннюю молитву, увидела, что в моей комнате горит свет, а я читаю книгу, и недовольно пробормотала: «Можно подумать, что этот горемычный, домуллой для меня станет, читает всю ночь напролет!». Но эти слова, сказанные ей из жалости и сострадания, на меня не действовали. Потому что магия слов Устода сделали свое дело.
Результат любви к творчеству Устода Садриддина Айны был таков, что я победил в жесточайшем конкурсе в истории таджикских вузов (количество абитуриентов увеличилось вдвое ввиду одновременного в том году и 11-го, и 10-го классов). Самой престижной специальностью тогда было востоковедение, затем только что открывшаяся журналистика, за ними по престижности выделялись юриспруденция и экономика. Мне удалось добиться успеха в персидской группе, куда приняли всего 9 человек из общего количества 400 претендентов.
Цель этой статьи заключается в том, чтоб подчеркнуть важность любви к книгам и отметить тот факт, что любой, кто в юности посвятил себя книгам, в конечном итоге достигнет своей цели, так как книга — это сокровищница знаний, а знание — это проводник и указатель человека в жизни и бескорыстный учитель.
С. Курбонов – сотрудник отдела пропаганды и культурных мероприятий НБ