Евгения Гинзбург «Крутой маршрут»
«Крутой маршрут» Евгении Гинзбург начался в страшном 1937-м, ей было чуть больше тридцати, и закончился, как у многих, только после смерти Сталина. Восемнадцать лет неволи – тюрьма, лагерь, ссылка, снова тюрьма…
Евгения Гинзбург, историк и журналист, мать знаменитого писателя Василия Аксенова, была репрессирована в 1937 году, провела десять лет в тюрьмах и колымских лагерях и восемь лет в магаданской ссылке, а в 1955 году ее дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Но даже во времена оттепели автобиографический роман «Крутой маршрут», в котором Гинзбург рассказала о своей страшной судьбе, не мог выйти в СССР: он был издан только в годы перестройки, став одним из самых известных свидетельств о преступлениях сталинского режима – причем Гинзбург, которая до ареста была верным приверженцем коммунистического учения, не снимает и с себя вину за происходившее.
Трехлетний сын Вася, будущий писатель Василий Аксенов, «познакомился» с матерью уже подростком, в Магадане, между двумя ее арестами.
В 1957 году Евгения Семеновна начала работу над книгой воспоминаний, которая была издана сначала за границей, а в 1988-м и в СССР. «Хроника времен культа личности» стала одним из главных произведений о сталинских лагерях, и первым – документальным – написанным женщиной.
Умение сдержанно, но психологически точно передать ощущения «безумия и ужаса», надежд и полного отчаяния, правдиво показать сцены жестокости и самопожертвования, проявлений трусости и храбрости – все это позволяет назвать «Крутой маршрут» выдающимся литературным произведением. Сильный и ужасающий своей откровенностью текст. О жертвах сталинских репрессий тридцатых годов, о мучительных допросах, одиночной камере, Бутырской тюрьме, этапах, о Колыме, Магадане и поселенческом лагере. Многоплановость и масштабность описываемых в романе событий поражают… Однако от книги не веет безнадежностью.
Главная же ценность романа в том, что он учит сохранять мужество и достоинство, помогает избавиться от «великого Страха», который способен разрушать и судьбы, и жизни целого поколения.
Гинзбург пишет: «В юности мне нравилось повторять: «Мыслю — значит существую». Теперь я могла бы сказать: «Страдаю – значит жива»…
Уважаемые пользователи книгу Евгении Гинзбург «Крутой маршрут» вы можете прочитать в Национальной библиотеке.
Подготовил: Центр «Таджикского языка и изучения иностранных языков»