Анваршо Сайфудинов. Чил калид
Анваршо Сайфудинов. Чил калид
Сайфудинов Анваршо (р. 1951 г., Ванч, Таджикистан)
Заслуженный деятель искусств Республики Таджикистан.
Окончил Государственный художественный колледж им. Олимова в г.Душанбе (1972г.), Ташкентский государственный театрально- художественный институт (1977 г.).Преподает в Государственном колледже им. Олимова и Таджикском государственном институте изобразительного искусства и дизайна в г. Душанбе.
Монументальные работы в технике росписи, рельефа, мозаики и кундаля выполнены в общественных сооружениях Таджикистана. Произведения находятся в музейных и частных собраниях в стране и за рубежом.Художник способен представить национальный художественный дух посредством синтеза европейской школы и восточной традиции.
Пытаясь найти свою собственную манеру письма, он приступил в 90- х годах ХХ века к созданию серии беспредметных композиций, которые признаны одними из наиболее новаторских в современном таджикском искусстве.В целом, в его творчестве преобладают эмоциональное начало и визуальная агрессия.
Творчество Анваршо Сайфудинова можно было бы сравнить с традиционной чашей чил калид, которую в Таджикистане изготавливают медники мисгары. Ее стенки мастера покрывают молитвами, а к кольцу на дне прикрепляют сорок заветных кусочков металла, так называемых калид-ключей. Согласно преданию, молитвы и “ключи”освещает воду, находящуюся в сосуде, и делают ее целебной. Помимо этого они наполняют содержимое особыми скрытыми смыслами. Таково и содержание произведений Анваршо Сайфудинова, которое не лежит на поверхности, а скрыто от беглого взгляда зрителя, требует размышлений. В его чаше чил калид отражение его самого, его технического мастерства и артистизма.
Анваршо Сайфудинов пришел в искусство Таджикистана в 80-е гг. ХХ века, когда в живописи функционировало несколько направлений: академический стиль европейской школы и т.н. ”суровый стиль” соцреализма.
В искусстве Таджикистана один из самых непростых периодов его истории, который пришелся на 80-е гг. ХХ века, явился не столько временем достижений, сколько исканий и поисков.Тогда стали более активно предприниматься попытки изменить прежнюю пластическую структуру, найти новую художественную форму, что не всегда приводило к успешным результатам. Появление демократических свобод, открытости, новое освещение истории и поток ранее неизвестных фактов позволили многому ранее запрещенному стать предметом дебатов среди художников.
Со временем А.Сайфудинов стал абстрагировать реальность, зашифровывая предмет и образ во фрагментированные изобразительные символы. Его поиски новых способов выражения, освобожденные от предметности, возникли в серии полотен середины 80- х гг. и разрабатываются до сих пор.
Монументальные произведения А. Сайфудинова этого времени составляли рельефы по алебастру ганчу (ресторан “Восточная кухня” в г. Владимир 1979-1980гг.), росписи с тематическими сюжетами “Подводный мир” в детском саду, Яван, 1981 г., ”Ученые Востока” в фойе Таджикского национального университета (г.Душанбе,1982г.), а также мозаика на торце издательства “Адиб” (г.Душанбе,1984).
И все же станковая живопись и графика для художника всегда оставались самой желанной и сокровенной областью творчества, не в пример работам оформительским и масштабным с широким общественным звучанием. Поэтому именно в станковых произведениях, которые для него,несомненно, представляют поле для широких экспериментов, явственнее проступают устремления и замыслы автора, его логика и размышления.
Следует особо отметить и такую черту характера А.Сайфудинова, как дисциплинированность. Он уже давно является преподавателем Государственого художественного колледжа им. М.Олимова, а в последнее время и Таджикского государственного института изобразительного искусства и дизайна. Важно то, что обучая других, он не забывает об эксперементах. В создании кундаля (орнаментальной живописи по рельефной поверхности), который ныне существует лишь в Таджикистане. Под его руководством группа студентов колледжа представила в качестве своих дипломных работ “альтернативный кундаль”, в основу которого был положен эксперимент исключительно с геометрическими деталями взамен канонических растительных мотивов.
Анваршо Сайфутдинов – одна из примечательных фигур в таджикском искусстве благодаря его способности представлять национальный художественный дух посредством синтеза европейской школы и восточной традиции.
Несомненно, обращение А. Сайфудинова к альтернативному решению изображения было связано и с проникновением постмодернизма в культуру Таджикистана.
Анваршо Сайфутдинов имеет собственные параметры и ценности, поскольку оно преодолевает разного рода границы и условности: жанровые, культурные, мировоззренческие. Именно этими смыслами наполнена его собственная чаша чил калид.
Набиева Саноат,
Главный специалист отдела искусств Национальной библиотеки.